ПРЕДИСЛОВИЕ

В свете современной тенденции к инклюзии в области образования и социальной сфере в целом предоставление краткой, конкретной информации о различных видах нарушений у детей становится значимым для специалистов различных профессий, участвующих в обеспечении и протекании образовательного процесса.


Существование данного пособия обусловлено необходимостью краткого изложения основных теоретических конструктов, понятий и данных накопленных в специальной психологии с целью ознакомления студентов-психологов и студентов изучающих смежные дисциплины со специальной психологией.


Данное пособие может быть названо «ознакомительным», а предоставленная в нем информация «вводной» по описанным во введении причинам.


Авторы данного пособия считают такое изложение достаточным для разрешения стоящей перед пособием задачи.


Авторы данного пособия выражают благодарность Б. М. Когану за критику и предоставление рецензии.

ВВЕДЕНИЕ

Специальная психология обобщает и систематизирует данные различных областей знания, занимающихся проблемами нарушений развития, в первую очередь детского возраста.

В нижеследующем тексте описаны предметно-объектные границы специальной психологии (ее предмет, объект, цель и задачи).

Дано понятие дизонтогенеза и описана теория дизонтогенеза с точки зрения системно-деятельностного подхода.

Даны параметры дизонтогенеза, механизмы и факторы (причины: биологические, социальные) его возникновения, а также два варианта классификации его форм (видов).

Специальное место в данном пособии занимает описание отдельных видов психического дизонтогенеза: задержки психического развития и олигофрении (психического недоразвития) и их классификаций, поврежденного развития (на материале деменций и речевых нарушений), дефицитарного психического развития (нарушения зрения, слуха, опорно-двигательного аппарата), искаженного психического развития (расстройств аутистического спектра и раннего детского аутизма), дисгармонического развития (синдрома дефицита внимания и гиперактивности, психопатий и социопатий).

Для каждого из вариантов дизонтогенеза дано понятие, описаны признаки (клинико-психологическая характеристика), позволяющие отличить его от условной нормы и дать качественную, дифференциальную оценку нарушения), причины возникновения (биологические и социальные факторы), структура дефекта и рекомендации по коррекции дефекта, обучению и воспитанию ребенка с данным нарушением.

В целях обучения и формирования общего представления о специальной психологии как относительно самостоятельной области знаний некоторые темы были опущены или упрощены, в особенности те, которые представляют специальный интерес для «узких специалистов».

Такие темы как афазии и прочие речевые нарушения (специальная область, занимающаяся изучением и коррекцией речевых нарушений — логопедия, а афазий — раздел логопедии афазиология); неврозы (специальная область — психиатрия, неврозология, кроме того, невроз в детском возрасте — «нозологическая редкость», поскольку по терминологическим причинам применительно к детям используется понятие «невротическая реакция»); психопатии («малая» психиатрия), детские психозы («большая» психиатрия) и девиантное поведение (девиантология) либо упущены либо описаны настолько кратко, насколько это возможно, но таким образом, чтобы, не «обеднить» область специальной психологии в глазах читателя.

Ряд фундаментальных для специальной психологии понятий, для удобства ознакомления, а также в целях избегания отступлений и сокращения изложения вынесены в глоссарий.

Авторами предполагается наличие у читателя предварительных общих знаний в области общей, индивидуальной, возрастной, педагогической и коррекционной психологии, владение базовыми теоретическими конструктами данных отраслей психологии и понятийным аппаратом, поскольку специальных пояснений психологических терминов, за исключением терминологии принятой и разработанной в специальной психологии как самостоятельной отрасли знания или наиболее значимой для понимания дисциплины, не представлено ни в тексте, ни в глоссарии.

1 Предметно-объективный границы специальной психологии


Определение специальной психологии, задачи специальной психологии, педагогическая классификация детей с ОВЗ

1.1 Определение специальной психологии

Специальная психология (от лат. specialis — особый) — научно-практическая отрасль психологии, изучающая закономерности развития и проявлений психики детей с дизонтогенезом (аномалиями развития) и занимающаяся разработкой методов диагностики нарушений развития, методов консультативной, коррекционной и обучающей работы с детьми, имеющих дефекты развития.

В литературе понятия «аномалия развития», «дизонтогенез», «дефект развития» часто употребляются как синонимы, поэтому в настоящем обзоре они будут использоваться как взаимозаменяемые понятия.

Специальная психология изучает психологию слепых (тифлопсихология), глухих (сурдопсихология), умственно отсталых (олигофренопсихология) детей, детей с временными задержками психического развития, с нарушениями речи и т. п., т. е. психологию особых состояний, возникающих преимущественно в детском и подростковом возрасте под влиянием различных групп факторов (органической или функциональной природы), и затрудняющие его социально-психологическую адаптацию.

1.2 Объект специальной психологии

Объект специальной психологии — нарушенное (аномальное, отклоняющееся) психическое развитие, протекающее в особых условиях, патогенная сила которых превышает компенсаторные возможности ребенка.

Предмет — закономерности развития и механизмы нарушений психической деятельности у детей с дефектами развития.

Цель: основными целями специального психологического сопровождения в системе образования является выявление, устранение и профилактика дисбаланса между процессами обучения и развития детей с различными типами нарушений и их индивидуальными возможностями, создание условий для социально-психологической адаптации.

1.3 Основные задачи специальной психологии:


  1. Выявление основных закономерностей психического развития детей с нарушениями;
  2. Разработка методов диагностики психического развития детей с ОВЗ;
  3. Разработка методов коррекции психического развития детей, имеющих отклонения в психическом развитии;
  4. Разработка технологий психо-коррекционной работы
  5. Разработка методов обучения и воспитания детей с нарушениями развития.

Специальная психология, как и специальная педагогика (тифлопедагогика, сурдопедагогика, олигофренопедагогика и др.), входит в состав комплексной научной дисциплины дефектологии — науки об особенностях развития детей с физическими и психическими недостатками и закономерностях их воспитания и обучения.

Развитие специальной психологии в России связано с деятельностью Л. С. Выготского, Т. А. Власовой, И. И. Данюшевского, Л. В. Занкова, Ю. А. Кулагиной, Р. Е. Левиной, В. И. Лубовского, А. И. Мещерякова, Н. М. Морозовой, М. С. Певзнер, Н. Н. Подьякова, И. М. Соловьева, Ж. И. Шиф и др.

В рамках специальной психологии развиваются подходы к определению структуры психического дефекта, понимания этапов, общих закономерностей и специфических особенностей развития социально-бытовой ориентации, онтогенеза предметной, игровой и коммуникативной деятельности у детей с нарушениями развития разных категорий.

1.4 Педагогическая классификация детей с ОВЗ

В специальной педагогике предложена следующая классификация детей с ОВЗ (ограниченными возможностями здоровья):

  1. Дети с нарушениями слуха (сурдопедагогика);
  2. Дети с нарушениями зрения (тифлопедагогика);
  3. Дети с нарушениями функций ОДА (опорно-двигательного аппарата);
  4. Дети с нарушениями речи (логопедия);
  5. Дети с ЗПР (задержкой психического развития);
  6. Дети с нарушениями интеллекта (метальными нарушениями) — (олигофренопедагогика);
  7. Дети с эмоционально-волевыми нарушениями и нарушениями поведения;
  8. Дети со сложной структурой дефекта (сочетанные нарушения).
В настоящее время существуют специальные образовательные организации, для каждой из вышеперечисленных групп детей, кроме детей со сложной структурой дефекта: распределение ребенка в ту или иную организацию, в таком случае, осуществляется по принципу доминирующего дефекта в структуре сочетанного нарушения.

Специальные образовательные организации обладают общими признаками:
  1. Комплектование детей на основании заключения ПМПК (психолого-медико-педагогическая комиссия);
  2. Работа с детьми осуществляется только в соответствии с индивидуальным образовательным маршрутом;
  3. Создание специальных условий:
— малая комплектация групп и классов,
— укороченная продолжительность уроков и занятий,
— обязательное проведения коррекционно-развивающей работы,
— использование специального оборудования.

В рамках специальной психологии разрабатываются методы и технологии психокоррекционной работы с детьми, имеющими трудности в восприятии информации, нарушения внимания, памяти, речи, интеллектуальной деятельности и эмоционально-волевой сферы, а также трудности обучения.
Специалистами разных профилей ведется работа по оказанию комплексной помощи в системе «педагог-ребенок-родители».

1.5 Структура дефекта

Изучение закономерностей аномалий развития психики сосредоточено в трех областях знаний: детской патопсихологии, дефектологии и детской психиатрии.

В центре внимания специалистов стоит вопрос о психологической квалификации основных симптомов (признаков) нарушений, их структуры и степени выраженности, частоты встречаемости, количества.

В отношении детского возраста при оценке психических нарушений необходимо учитывать также и отклонения от стадии возрастного развития, на которой находится ребенок.

Частной задачей дефектологии является качественный анализ нарушения психического развития ребенка: по сравнению к количественными характеристиками психического развития ребенка, качественный анализ нарушения позволяет выявить его структуру соотношения дефекта и сохранных сторон психического развития.

Качественный анализ нарушений психического развития является более информативным в плане прогноза развития ребенка и психолого-педагогического сопровождения.
Л. С. Выготскоий, изучая развитие анимальных детей, выдвинул ряд принципиальных положений:

1. Развитие аномального ребенка подчиняется тем же основным закономерностям, которые характеризуют развитие нормального ребенка, проходить те же стадии, но их протекание растянуто во времени. Наличие дефекта придает специфику каждому варианту аномального развития.

2. Аномальное развитие характеризуется сложной структурой дефекта, в котором выдается два вида нарушений.

Рис.0 Структура дефекта по Л.С. Выготскому, А.Р. Лурия

В отечественной дефектологии эти положения получили дальнейшее развитие прежде всего в ряде теоретических и экспериментальных исследований, тесно связанных с разработкой системы обучения и воспитания аномальных детей.

Была изучена психологическая структура ряда вторичных дефектов при различных аномалиях развития разработана система их психолого-педагогической коррекции.

Возрастающая роль психолого-педагогических мероприятий привела к тому, что наряду с диагностикой заболеваний все более актуальной становится диагностика отдельных нарушений, препятствующих овладению определенными знаниями и умениями, психическому развитию ребенка в целом.

Только определение правильного диагноза типа психического дизонтогенеза, нарушенных и сохранных звеньев психики, явлений несформированности психических функций позволяет наметить и реализовать соответствующую программу коррекционных мероприятий.

Данные, полученные детской патопсихологией, дефектологией, клинической психологией и медициной, освещают различные стороны аномального развития.

В рамках исследований в области детской патопсихологии и дефектологии, специальной психологии были выявлены связь механизмов аномального и нормального развития, ряд закономерностей патогенеза вторичных нарушений.

2 Теория дизонтогенеза

2.1 Понятие дизонтогенеза

2.2 Факторы дизонтогенеза

2.3 Параметры дизонтогенеза

2.4 Классификация форм дизонтогенеза по В.В. Лебединскому

3 Виды нарушений психического развития

3.1 Задержка психического развития

3.1.1 Этиологические факторы ЗПР

3.1.2 Определение ЗПР

3.1.3 Конституциональная ЗПР

3.1.4 ЗПР соматогенного происхождения

3.1.5. Психогенная ЗПР

3.1.6 ЗПР церебрально-органического генеза

Заключение

3.2 Психическое недоразвитие

Понятие психического недоразвития (олигофрении, умственной отсталости), признаки олигофрении, причины возникновения, рекомендации по организации обучения, коррекции.

3.2.1 Определение лоигофрении

3.2.2 Клинико-психологическая характеристика олигофрении

3.2.3 Идиотия

3.2.4 Имбицильность

3.2.5 Дебильность

3.3 Поврежденное психическое развитие

Понятие поврежденного психического развития, признаки, причины возникновения, рекомендации по организации обучения, коррекции.

3.3.1 Классификация нарушений речи

3.3.2 Афазии

3.3.3 Заикание

3.4 Дефицитарное психическое развитие

Понятие дефицитного развития, признаки, причины возникновения, рекомендации по коррекции дефекта и организации обучения.

3.4.1 Нарушения зрения

3.4.2 Нарушения слуха

3.4.3 Нарушения опорно-двигательного аппарата

3.4.4 Комплексные (сочетанные) нарушения

3.5 Искаженное психическое развитие

Понятие искаженного психического развития (РАС), признаки, причины возникновения, рекомендации по организации обучения, коррекции.

3.5.1 Определение РДА

3.5.2 Признаки РДА

3.5.3 Причины возникновения РДА:

3.5.4 Проявления РДА в детском возрасте:

3.6 Дисгарманическое психическое развитие

Понятие дисгармонического развития (СДВГ, психопатии, социопатии) признаки, причины возникновения, рекомендации по организации обучения, коррекции

3.6.1 СДВГ (Синдром дефицита внимания и гиперактивности)

3.6.2 Психопатии. Социопатии. Патохарактерологическое формирование личности

Заключение

Глоссарий

Список использованных источников

Made on
Tilda